10 ноября 2018
Письмо президенту
Лидеры 45 общественных организаций, занимающихся популяризацией велотранспорта и велоспорта в 33 регионах России, подписали письмо в защиту Проекта по развитию велокультуры Let's bike it! и Московского Велопарада на имя президента страны В.В. Путина.

Письмо передано в Администрацию Президента через сайт kremlin.ru
Полный текст письма
Уважаемый Владимир Владимирович!

С 2012 года в Москве четыре раза в год проводится Московский Велопарад, инициированный общественным Проектом по развитию велокультуры Let's bike it! и собирающий более 40 тысяч участников — людей, которые хотят вести более экологичный и спортивный образ жизни. Мероприятие проводится полностью на спонсорские средства, без нагрузки для городского бюджета, пропагандирует активные формы передвижения, создаёт положительный имидж столицы в российской и зарубежной прессе, способствует развитию велодвижения в России. Кроме того, Московский Велопарад является бюджетообразующим звеном в деятельности Проекта Let's bike it! и даёт возможность за счёт спонсорских средств, привлечённых на велопарадах, проводить акцию «На работу на велосипеде» и Международный велоконгресс в Москве; переводить и озвучивать документальные фильмы о пользе велотранспорта; работать над созданием всероссийской IT-платформы мотивации регулярных поездок на велосипеде; поддерживать велоорганизации в других городах России и т.д.

Команда Let's bike it! состоит из молодых (средний возраст — 25 лет) и активных жителей Москвы, для которых работа над велопарадом и другими проектами — это общественная волонтёрская занятость вдобавок к основной работе или учёбе. В 2015 году Министерство транспорта РФ поддержало идею Проекта Let's bike it! о проведении Единого дня велопарадов и всероссийской акции «На работу на велосипеде». В 2018 году ко дню велопарадов присоединились более 100 городов России, в акции приняли участие более 300 компаний, с общим количеством сотрудников превышающим 1 миллион человек. Проект Let's bike it! совместно с другими общественными организациями России работает над подготовкой предложений по изменению нормативной базы с целью создания более комфортных и безопасных условий для передвижения на велосипеде или пешком. За свою деятельность Проект Let's bike it! был награждён рядом российских и международных наград, в числе которых Национальная экологическая премия Фонда им. В.И. Вернадского, Премия Green Mobility Award за вклад в устойчивое развитие городов Проекта «Экомобильность: создавая доступную и безопасную городскую среду» МЦСЭИ «Леонтьевский центр» и др.

В 2019 году Проект по развитию велокультуры Let's bike it! планировал провести в Москве IV Международный велоконгресс (в 2018 году его участниками стали более 700 представителей 39 стран мира), стимулировать увеличение количества ежедневных велопоездок и создание условий для велосипедистов в компаниях проведением акции «На работу на велосипеде», оказывать поддержку лидерам региональных общественных организаций в получении согласований на проведение мероприятий и привлечении спонсоров, запустить всероссийскую программу поощрения поездок на велосипедах и вести дальнейшую работу в области популяризации велосипедов в качестве вида транспорта.

К сожалению, в течение 2018 года Департаментом транспорта Москвы, поддерживающим московские велопарады перекрытиями улиц с 2014 года, предпринимаются действия, мешающие развитию добровольческого движения велосипедистов и работе Проекта Let's bike it!. Фактически ведётся целенаправленное устранение Проекта из организаторов Московского Велопарада и присвоение его себе. Угрозами и ультиматумами за неделю до велопарада в мае 2018 года Департамент транспорта Москвы заставил сменить главного спонсора — разорвать договор с Тинькофф Банком. Это поставило под угрозу спонсорство и других велопарадов, т.к. вместе с Московским Велопарадом банк планировал поддержать мероприятия в 25 городах страны.

В августе комиссия по перекрытиям во главе с руководителем Департамента транспорта Москвы М.С. Ликсутовым приняла решение не перекрывать встречное движение автомобилей по маршруту следования участников. Более 30 тысячи человек на велосипедах, в том числе дети, были вынуждены ехать навстречу автомобилям, движущимся на высокой скорости. В результате этого, общая удовлетворённость мероприятием снизилась с 93% до 60%.

В октябре Департамент транспорта Москвы объявил, что будет проводить велопарады самостоятельно на деньги из городского бюджета. Возникает вопрос, зачем из городского бюджета тратить деньги на Московский Велопарад, являющийся примером успешного мероприятия, проводимого на спонсорские средства? Эти деньги можно потратить на развитие велоинфраструктуры в Москве или регионах, которые в этом нуждаются. Кроме того, решение Департамента транспорта Москвы ломает выстроенную работу Проекта Let's bike it! и ставит под вопрос возможность продолжения его работы по вышеуказанным направлениям.

В год добровольчества и волонтёрства Департамент транспорта Москвы убивает большую волонтёрскую историю (Проекту Let's bike it! постоянно помогают более 200 волонтёров со всей страны), которая способствует достижению показателей из Ваших майских указов: увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни; снижение смертности в результате ДТП; уменьшение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды; создание условий для поддержки общественных инициатив и проектов. Действия Департамента транспорта Москвы мешают и достижению целей проведения Года добровольчества: поддержка социальных проектов и тиражирование наиболее эффективных практик в регионах России; укрепление международных связей между волонтёрскими организациями из России и других стран.

Мы, нижеподписавшиеся лидеры общественных движений и организаций России, просим Вас:

— обязать Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы сохранить за командой Проекта Let's bike it! статус организатора московских велопарадов с правом принятия решений;

— дать поручение Мэру Москвы С.С. Собянину включить московские велопарады, Международный велоконгресс и акцию «На работу на велосипеде» в план города Москвы и обеспечить поддержку с получением разрешений на перекрытие улиц для обеспечения безопасности участников.

Мы убеждены, что задача Департамента транспорта в Москве и любом городе России — создавать безопасную городскую среду, в которой есть место не только автомобилям, но и людям, выбравшим активные формы передвижения; обеспечивать поддержку организаторам культурных и спортивно-массовых мероприятий и безопасность их участникам, а не развлекать концертами за бюджетные средства.